Издавна путешественники стремились зафиксировать красоту окружающего мира — ведь, встречая прекрасное, хочется сохранить его, сделать частью своей жизни. С какой бы целью ни затевалось странствие — открытие или изучение новых стран, научная экспедиция или просто торговый вояж, путешественники обычно привозили домой какой-то изобразительный материал, представляющий «другой мир». В средние века любой образованный человек, даже не будучи художником, умел рисовать. Да и художники нередко путешествовали.
Писатель, художник и заядлый путешественник Джон Рескин (John Ruskin) всю жизнь изучал «обладание красотой». Он писал отцу в 1845 году из Венеции: «Снятые на таком солнце дагерротипы выше всяких похвал. Это почти то же самое, что унести с собой сам дворец: каждая щербинка и каждый камешек на своем месте — и, ясное дело, никаких ошибок в пропорциях».
Таким образом, жанр туристической фотографии родился не столько от любви к искусству, сколько из-за доверия к достоверности изображения: людям нравилось, что снимки — это копии реальности, что их можно забрать с собой и показать другим. К тому же фотография — залог добросовестности и точности информации, особенно важной в научных исследованиях.
Изобретение фотографии совпало с развитием пароходов и железных дорог. Многие состоятельные люди отправлялись в путешествие. Стоит напомнить, что первые камеры с треногами и объективами были громоздкими и тяжелыми; кроме того, снимки нужно было сразу проявлять, а значит, возить с собой все необходимые химикалии и приспособления. Все эти принадлежности весили около 120 фунтов, и для их переноски порой приходилось нанимать носильщиков.
Расцвет туристической фотографии приходится на 50-е годы XIX века. Одним из ее пионеров был Джордж Бриджес (George Bridges), который в 1852 году подготовил около 1500 негативов, заснятых в странах Средиземноморья и в Египте. Египту была посвящена и книга с фотографиями Максима дю Кампа (Maxime Du Camp), французского писателя и журналиста. Фоторепортажи с Ближнего Востока делал Фрэнсис Бедфорд (Francis Bedford); сама королева Англии назначила его фотографом в вояж с принцем Уэльским (Эдуардом VII), и 170 работ из той поездки были опубликованы.
Гораздо более известны замечательные снимки из путешествий Фрэнсиса Фрита (Francis Frith). В 28 лет Фрит бросил налаженный бизнес ради того, чтобы стать туристическим фотографом. Трижды он путешествовал по Ближнему Востоку, работал в сложнейших климатических условиях пустыни — сухая жара, песчаные бури, душная палатка. Во имя искусства Фрэнсис был готов на все — так, однажды он ночевал у подножья пирамиды Хеопса. Фрит выпустил семь книг с фотографиями, однако самые узнаваемые его работы — это не снимки египетских древностей, а популярные и по сей день открытки с видами городов и деревень его родины — Соединенного королевства Великобритании.
Англичанин Роджер Фентон (Roger Fenton) в 1853 году основал Фотографическое общество (с 1894-го — Королевское фотографическое общество) и в течение трех лет был его ответственным секретарем и главным фотографом Британского музея. Он прославился благодаря репортажным снимкам, сделанным в России в 1855 году, во время Крымской войны. Фентон служил правительству Великобритании, регулярно привлекался в качестве фотографа для документирования военных событий. Понятно, что он был обязан демонстрировать парадную сторону войны и избегать изображения трупов. Поэтому и Крымская война у него чем-то напоминает встречу друзей на лоне природы или пикник. Но даже такие фотографии плохо продавались: мало кому хочется смотреть на то, что предпочел бы забыть…
В Соединенных Штатах одним из первых путешественников с фотокамерой был военный топограф Джон Фримонт (John C. Fremont). Иногда в экспедициях его сопровождал Соломон Нуниш Карвалью (Solomon Nunes Carvalho). Они запечатлели быт городов Дальнего Запада и индейских деревень.
Американские фотографы середины XIX века — Александр Гарднер (Alexander Gardner), Томас Истерли (Thomas Easterly), Джон Фитцгиббон (John Fitzgibbon), Джордж Фардон (George R. Fardon) снимали архитектурные объекты и ландшафты, строительство железной дороги и работу на рудниках, жизнь ковбоев и индейцев, делали портреты преступников — пожалуй, первые жанровые портреты. Эдвард Энтони (Edward Anthony) подготовил фотоотчет о северо-восточных землях США на границе с Канадой. Многие американские фотографы запечатлевали Аляску в период «золотой лихорадки», но, к сожалению, большая часть их снимков не дошла до наших дней.
Американцы Чарльз Уид (Charles L. Weed) и Элифалет Браун (Eliphalet Brown) проникли еще западнее — оба стали известны благодаря своим дагерротипам из поездок в Японию. Долгое время Страна восходящего солнца была закрыта для иностранцев, завеса приоткрылась лишь в 1859 году. Самые известные из европейцев, работавших в Японии в XIX веке, — британские фотографы и путешественники Феличе Беато (Felice Beato) и Генри Робинсон (Henry P. Robinson), а также итальянец Адольфо Фарсари (Adolfo Farsari). Каждый из них открыл там свою студию, поэтому смело можно утверждать, что именно их школы повлияли на развитие японской фотографии.
Англичанин Сэмюэль Борн (Samuel Bourne) известен своими потрясающими фотографиями ландшафтов и архитектуры Индии и Пакистана. Надо сказать, в те времена немало фотографов изучали Индию, Китай и Тибет и возвращались домой с большими коллекциями экзотических видов. Линнеус Трип (Linnaeus Tripe), к примеру, ездил и по Индии, и по Бирме.
Бесстрашные французы братья Биссон в 1860 году снимали восхождение на вершину во время высокогорной экспедиции в швейцарских Альпах — эти фотографии сделались знаменитыми.
В последние десятилетия позапрошлого века фотографы-путешественники объездили и запечатлели множество стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки, не говоря уже о самой Европе.
В Италии, Греции и Испании с появлением туристической фотографии развился открыточный бизнес, стали выпускать первые фотоальбомы. Туристы, путешествовавшие по стране, не всегда успевали увидеть все, что планировали, но у них появилась возможность восполнить пробелы с помощью фотооткрыток — почтовых карточек, как они тогда назывались. Дома этими фотографиями с трепетом любовались не только сами вернувшиеся из дальних странствий, но и их родственники и друзья, никогда там не бывавшие.
Перечислять имена пионеров и значимых последователей можно долго: людей, влюбленных в новое искусство — фотографию и одновременно в путешествия, с каждым годом становилось все больше и больше. Начали появляться тематические журналы. Самым первым был National Geographic Magazine, выходивший с 1888 года. Поначалу он состоял в основном из текстов, причем довольно сухих, наукообразных. Как ни странно, в те времена фотографический принцип подачи материала считался чуть ли не дерзостью. И только в 1905 году, с приходом молодого редактора Гилберта Гросвенора (Gilbert H. Grosvenor), был совершен революционный прорыв: вышел материал на 11 страницах о тибетском городе Лхаса, состоящий из одних фотографий. Смелый поступок был принят членами Национального географического общества на ура, Гилберта поздравляли даже на улице.
Значение репортажей первых фотографов-путешественников трудно переоценить: войны, природные катаклизмы и пожары, да и просто естественный ход времени кардинально изменили облик городов и стран, и о том, как выглядели те или иные места столетие-полтора назад, мы сегодня можем узнать лишь по этим дагерротипам и почтовым карточкам.